10 лет в CRM-маркетинге
сделано в Inbox Marketing
рост и развитие CRM-маркетинга
взлёт email-маркетинга
в России
выход на рынок
первых email-агентств
запуск крупных
почтовых сервисов
как появился CRM-маркетинг
кто вносил вклад в его развитие
10 лет в CRM-маркетинге

история развития email- и crm-маркетинга

10 лет в CRM-маркетинге
как появился CRM-маркетинг
кто вносил вклад в его развитие
рост и развитие CRM-маркетинга
взлёт email-маркетинга
в России
выход на рынок
первых email-агентств
запуск крупных
почтовых сервисов
10 лет в CRM-маркетинге
сделано в Inbox Marketing
Надеемся, этот таймлайн поможет всем CRM-профессионалам лучше понять истоки и покажет пути развития прямых маркетинговых коммуникаций.

Давайте вместе писать CRM-историю!
команда Inbox Marketing собрала
всю историю CRM-маркетинга: от изобретения электронной почты до автоматизации и персонализации коммуникаций.
Первые письма отправляются по электронной почте через 5 лет после создания прототипа интернета, появляются первые рекламные рассылки, а ветчина оказывает влияние на email-коммуникации всего мира.
путь от первой электронной письменности до нового канала директ-маркетинга
Первые письма отправляются по электронной почте через 5 лет после создания прототипа интернета, появляются первые рекламные рассылки, а ветчина оказывает влияние на email-коммуникации всего мира.
путь от первой электронной письменности до нового канала директ-маркетинга
1971
Первое в мире электронное письмо с одного компьютера на другой отправляет Рэй Томлинсон.
Сотрудник Arpanet Ларри Робертс создает первую программу для получения и отправки электронных писем.
1976
Королева Великобритании Елизавета Вторая становится первым монархом, отправившим письмо по электронной почте.
1977
Arpanet создаёт в электронной почте поля «Кого» и «Кому», а также возможность автоматического ответа и пересылки писем.
1978
Гари Тёрк запускает первую массовую электронную рассылку с рекламой продукции DEC по 400 адресам через Arpanet (прототип сети интернет), это приносит продажи на сумму 13 миллионов долларов.
с этого момента электронная почта становится каналом для прямого маркетинга
1982
Изобретается простой протокол передачи почты SMTP, который по сей день является общепринятым протоколом обмена электронной почтой.
1986
Слово «спам» впервые используется для обозначения навязчивых сообщений в почте.
Название пошло от марки мясных консервов SPAM (ветчина со специями), которые в тот период назойливо рекламировались по всем возможным каналам.

Кстати, они до сих пор выпускаются.
сколько перемен произошло на её веку ✨
1971
Название пошло от марки мясных консервов SPAM (ветчина со специями), которые в тот период назойливо рекламировались по всем возможным каналам.

Кстати, они до сих пор выпускаются.
сколько перемен произошло на её веку ✨
Первое в мире электронное письмо с одного компьютера на другой отправляет Рэй Томлинсон.
сколько перемен произошло на её веку ✨
с этого момента электронная почта становится каналом для прямого маркетинга
Королева Великобритании Елизавета Вторая становится первым монархом, отправившим письмо по электронной почте.
Название пошло от марки мясных консервов SPAM (ветчина со специями), которые в тот период назойливо рекламировались по всем возможным каналам.

Кстати, они до сих пор выпускаются.
1976
Слово «спам» впервые используется для обозначения навязчивых сообщений в почте.
1986
Гари Тёрк запускает первую массовую электронную рассылку с рекламой продукции DEC по 400 адресам через Arpanet (прототип сети интернет), это приносит продажи на сумму 13 миллионов долларов.
1978
Arpanet создаёт в электронной почте поля «Кого» и «Кому», а также возможность автоматического ответа и пересылки писем.
1977
Изобретается простой протокол передачи почты SMTP, который по сей день является общепринятым протоколом обмена электронной почтой.
1982
Сотрудник Arpanet Ларри Робертс создает первую программу для получения и отправки электронных писем.
Маркетологи получают быстрый и выгодный способ связи с потребителями. В России рассылается первый СПАМ. Расширяется функционал почты и появляется первый почтовый сервис. Принимается первый закон против СПАМа.
революционные изменения почты и этическая сторона рассылок
Маркетологи получают быстрый и выгодный способ связи с потребителями. В России рассылается первый СПАМ. Расширяется функционал почты и появляется первый почтовый сервис. Принимается первый закон против СПАМа.
революционные изменения почты и этическая сторона рассылок
1991
Появление Интернета открывает двери в новый способ массовой коммуникации и полностью меняет правила игры для маркетологов всего мира.
Начинают активно развиваться системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), в которых содержатся первичные данные клиентов или информация об их прямом взаимодействии с компанией.
Появление Интернета открывает двери в новый способ массовой коммуникации и полностью меняет правила игры для маркетологов всего мира.
Экипаж корабля STS-43 Atlantis отправляет первое электронное письмо из космоса.
1994
Email-рассылки получают доступ к мобильным телефонам. Выпускается прототип современных смартфонов IBM Simon, который позволяет работать с электронной почтой.
1992
Появляется редактор для создания писем WYSIWYG от CompuServe. В нём можно использовать разные шрифты, цвета и смайлики.
С внедрением многоцелевого расширения почты Интернета MIME появляется возможность добавлять в письма не только текст, но и мультимедийные элементы — изображения, видео и аудио.
В интернет и электронную почту РФ приходят общие ограничения в отношении рекламы алкоголя, табака, лекарств, финансовых услуг, а также на достоверность и этичность.
1996
Появляется первая бесплатная веб-служба электронной почты Hotmail. Маркетологи всего мира открывают новый вид коммуникаций с клиентами.
1997
Штат Невада становится
первым в США, принявшим закон по ограничению спама.
Спустя год после запуска Hotmail, Yahoo! выкупает почтовый сервис RocketMail и на его основе запускает сервис Yahoo! Mail.
1998
Компания Microsoft запускает бесплатный клиент электронной почты Outlook Express.
В рунете запускается бесплатный почтовый сервис от Mail.ru и почти сразу начинает набирать популярность среди пользователей.
1999
Обновляется закон о защите данных (the Data Protection Act), чтобы гарантировать, что весь маркетинг по электронной почте включает возможность отказа.
Американский предприниматель Сет Годин поднимает вопрос об этической стороне email-рассылок и утверждает, что необходимо получать согласие клиентов на отправку рассылок.
Коллеги Сета Година не поддержали идею разрешительного принципа, и он был исключен из Ассоциации прямого маркетинга.

Но с тех пор ситуация кардинально изменилась: сейчас это является золотым стандартом отрасли, а Сет Годин занимает почетное место в Зале славы директ-маркетинга.
«Привет, Земля! Тебя приветствует экипаж STS-43. Это первый AppleLink из космоса. У нас тут круто, жаль тебя нет рядом… Отправляем крио и RCS! Асталависта, крошка… Я вернусь».
Во время августовского путча директор «Релком» Алексей Солдатов распространил через электронную почту всем своим клиентам обращение Бориса Ельцина
«Я начала работать с CRM проектами еще в 1997 году. Это был запуск зубной пасты Blend A Med с Procter&Gamble. Мы собирали и управляли базой данных стоматологов всей страны.

Email тогда еще не занимались, да и рынок был к этому не готов. Мы использовали три типа коммуникации: обзвоны, отправка по (физической) почте и BTL — доставка образцов и рекламных материалов лично в руки с коммуникацией один на один.

В 1998 случился выход продукта Pampers. С точки зрения CRM маркетинга, это был большой проект по сбору данных молодых мам в родильных домах с возможностью вести их годами. Далее этот проект перерос в следующий — «Расти здоровым, малыш». Это объемные подарочные наборы с рекламными материалами, которые вручались в обмен на электронный адрес и довольно обширную анкету."
CRM manager RoyalCanin
Юлия Гудкова
1991
Появление Интернета открывает двери в новый способ массовой коммуникации и полностью меняет правила игры для маркетологов всего мира.
Начинают активно развиваться системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), в которых содержатся первичные данные клиентов или информация об их прямом взаимодействии с компанией.
1992
С внедрением многоцелевого расширения почты Интернета MIME появляется возможность добавлять в письма не только текст, но и мультимедийные элементы — изображения, видео и аудио.
Появляется редактор для создания писем WYSIWYG от CompuServe. В нём можно использовать разные шрифты, цвета и смайлики.
Экипаж корабля STS-43 Atlantis отправляет первое электронное письмо из космоса.
Появление Интернета открывает двери в новый способ массовой коммуникации и полностью меняет правила игры для маркетологов всего мира.
1994
Email-рассылки получают доступ к мобильным телефонам. Выпускается прототип современных смартфонов IBM Simon, который позволяет работать с электронной почтой.
1996
Появляется первая бесплатная веб-служба электронной почты Hotmail. Маркетологи всего мира открывают новый вид коммуникаций с клиентами.
В интернет и электронную почту РФ приходят общие ограничения в отношении рекламы алкоголя, табака, лекарств, финансовых услуг, а также на достоверность и этичность.
1997
Спустя год после запуска Hotmail, Yahoo! выкупает почтовый сервис RocketMail и на его основе запускает сервис Yahoo! Mail.
Штат Невада становится первым в США, принявшим закон по ограничению спама.
1998
Компания Microsoft запускает бесплатный клиент электронной почты Outlook Express.
В рунете запускается бесплатный почтовый сервис от Mail.ru и почти сразу начинает набирать популярность среди пользователей.
Обновляется закон о защите данных (the Data Protection Act), чтобы гарантировать, что весь маркетинг по электронной почте включает возможность отказа.
1999
Американский предприниматель Сет Годин поднимает вопрос об этической стороне email-рассылок и утверждает, что необходимо получать согласие клиентов на отправку рассылок.
Коллеги Сета Година не поддержали идею разрешительного принципа, и он был исключен из Ассоциации прямого маркетинга.

Но с тех пор ситуация кардинально изменилась: сейчас это является золотым стандартом отрасли, а Сет Годин занимает почетное место в Зале славы директ-маркетинга.
Во время августовского путча директор «Релком» Алексей Солдатов распространил через электронную почту всем своим клиентам обращение Бориса Ельцина
«Привет, Земля! Тебя приветствует экипаж STS-43. Это первый AppleLink из космоса. У нас тут круто, жаль тебя нет рядом… Отправляем крио и RCS! Асталависта, крошка… Я вернусь».
Коллеги Сета Година не поддержали идею разрешительного принципа, и он был исключен из Ассоциации прямого маркетинга.

Но с тех пор ситуация кардинально изменилась: сейчас это является золотым стандартом отрасли, а Сет Годин занимает почетное место в Зале славы директ-маркетинга.
«Привет, Земля! Тебя приветствует экипаж STS-43. Это первый AppleLink из космоса. У нас тут круто, жаль тебя нет рядом… Отправляем крио и RCS! Асталависта, крошка… Я вернусь».
Во время августовского путча директор «Релком» Алексей Солдатов распространил через электронную почту всем своим клиентам обращение Бориса Ельцина
«Я начала работать с CRM проектами еще в 1997 году. Это был запуск зубной пасты Blend A Med с Procter&Gamble. Мы собирали и управляли базой данных стоматологов всей страны.

Email тогда еще не занимались, да и рынок был к этому не готов. Мы использовали три типа коммуникации: обзвоны, отправка по (физической) почте и BTL — доставка образцов и рекламных материалов лично в руки с коммуникацией один на один.

В 1998 случился выход продукта Pampers. С точки зрения CRM маркетинга, это был большой проект по сбору данных молодых мам в родильных домах с возможностью вести их годами. Далее этот проект перерос в следующий — «Расти здоровым, малыш». Это объемные подарочные наборы с рекламными материалами, которые вручались в обмен на электронный адрес и довольно обширную анкету."
CRM manager RoyalCanin
Юлия Гудкова
Растёт общий объем маркетинговых писем, а также вирусного спама. Маркетологи начинают активно использовать платформы управления данными и обратную связь от получателей рассылок. Появляются важнейшие почтовые сервисы.
запуск крупных почтовых сервисов и новые фичи для маркетологов
Растёт общий объем маркетинговых писем, а также вирусного спама. Маркетологи начинают активно использовать платформы управления данными и обратную связь от получателей рассылок. Появляются важнейшие почтовые сервисы.
запуск крупных почтовых сервисов и новые фичи для маркетологов
2000
Набирают обороты платформы управления данными (DMP, или Data Management Platform), которые позволяют планировать и проводить маркетинговые кампании.
Компания Яндекс запускает бесплатный почтовый сервис Яндекс.Почта.
Интернет-холдинг «РосБизнесКонсалтинг» представляет почтовый сервис Hotbox.Ru.
Появляется бесплатный почтовый сервис от компании Рамблер.
2001
В США появляется сервис рассылок Mailchimp, который функционирует по сей день, несмотря на большое количество сервисов-конкурентов.
2003
Выпускается бизнес-смартфон
BlackBerry с возможностью работы в электронной почте.
В Европе вводятся Правила конфиденциальности и электронных коммуникаций, определяющие правила разрешения на маркетинг.
В США выходит закон, ограничивающий передачу СПАМа (CAN-SPAM Act of 2003), устанавливающий первые правила для коммерческих электронных писем.
2004
Крупнейший в США интернет-провайдер America Online (AOL) запускает сбор обратной связи от получателей еmail-рассылок.
Почтовые сервисы Hotmail и Yahoo вскоре выпускают аналогичные решения. Так маркетологи начинают использовать жалобы на спам в качестве метрики.